Что такое гедонизм – определение
Гедонизм – это этическая и философская концепция, которая утверждает, что наивысшей целью жизни является достижение удовольствия и избегание боли. Гедонисты считают, что человек должен стремиться к наслаждению и удовольствию, исходя из своих личных желаний и потребностей. Они полагают, что все формы удовольствия равноценны и что их ценность не зависит от того, как они достигаются. Гедонизм в различных формах присутствует в философии, психологии и культуре разных народов и эпох.
Примеры гедонизма для мужчин
Примеры гедонизма для мужчин могут включать:
- Инвестирование времени и ресурсов в получение удовольствия от развлечений, таких как путешествия, культурные мероприятия, спортивные мероприятия и т. д.
- Расходы на приобретение предметов роскоши, таких как дорогие автомобили, часы, одежда и т. д.
- Потребление алкоголя, наркотиков и других наркотических веществ, чтобы испытывать чувство эйфории.
- Постоянное улучшение своей физической формы и здоровья через тренировки в спортзале, диеты и уход за телом.
- Сексуальная активность и поиск новых сексуальных впечатлений.
Важно отметить, что гедонизм может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для здоровья и благополучия человека, и что экстремальные формы гедонизма могут приводить к проблемам, таким как зависимость, финансовые проблемы и психические расстройства.
Общество потребления
Так называемое «общество потребления» принято ругать – это является мейнстримом и критике этой посвящено много песен, фильмов, сериалов, а иногда про это даже книги пишут. При этом данные критики в часто в данном обществе потребления живут, потребляют его блага и пользуются ими и совершенно не собираются с ними расставаться. Все это напоминает главного героя фильма «Боже, благослови Америку!», главный герой которого стремился убить как можно больше участников и организаторов телевизионных ток-шоу, но при этом сам регулярно эти шоу смотрел, причем настолько их любил, что не мог от них оторваться и даже засыпал перед телевизором.
В принципе, при всем этих людей лицемерии их можно понять: общество потребления — это самое недостатков не лишено, но лучше ничего пока никто не придумал – и едва ли придумает (в будущем, возможно, несколько поменяется форма, но содержание останется таким же).
При этом, на данный момент, ориентировано данное общество потребления, прежде всего, на женщин, – женщины являются основной целью маркетологов, многие компании все больше и больше пытаются привлечь женскую аудиторию, причем тут речь идет и о компаниях, занятых в сегментах рынка, считающихся традиционно мужскими: от спортивных товаров до компьютерных игр.
Ну и вообще мы наблюдаем сдвиг рынка в сторону женщин: выкладывал у себя в блоге статью от мужчины из Ростова, который хотел купить себе мужскую сумку, но никак не мог ее найти, – пришлось ему обойти несколько магазинов, в то время, как сумок женских на любой вкус и цвет были полные витрины, другой мужчина жаловался, что раньше в его районе было много магазинов автозапчастей, а потом вдруг раз, и остался только один, зато появилось несколько салонов красоты. Ну что поделать, факт остается фактом: женщины потребляют больше, потому рынок ориентируется нередко именно на них.
А что с мужчинами?
А мужчины, к сожалению, нередко также оплачивают потребление благ женщинами – вместо того, чтобы потреблять эти блага самим, для себя. Потому часто получается так, что женщины потребляют блага и за себя, и за мужчин – вернее, за средства мужчин. Так уж мужчинам промывали мозги, что они должны ограничивать себя ради рода, народа или чего-то еще такого вот, а по факту – ради тех, кто у власти, и ради женщин, причем если раньше вся эта жертвенность мужчинам худо-бедно компенсировалась (пускай и не всем, и не всегда), то теперь у многих мужчин уже выработался рефлекс как у собаки Павлова и компенсация уже просто без надобности.
При этом даже в маносфере подобные мыслевирусы тоже культивируются и от многих активистов, и даже т.н. гуру маносферы можно было слышать абсолютно антимужские постулаты типа «мужчина по природе – аскет и ему многое не надо» и «стремление к комфорту – это женская черта, а мужчине оно чуждо»: вообще, это надо так человеку мозги промыть, чтобы он на полном серьезе считал, что ему стремление к комфорту чуждо, да и еще и подобные заявления делал от имени всех мужчин.
С одной стороны, это совсем не удивительно: аскетизм мужчинам внушается с детства, особенно на постсоветстком пространстве, – я сам какое-то время чувствовал какое-то странное чувство вины, когда покупал себе вещи, которые не имеют практической пользы и нужны только для занятия моими увлечениями, для получения удовольствия, с другой, все-таки Мужское Движение, маносфера, ставит своей целью (пусть даже и декларативной) улучшение качества жизни мужчин, а значит напротив должно поощрять мужской гедонизм и стремление мужчин к комфорту.
Являются ли мужчины т.н. «природными аскетами»?
Разберемся. Для начала, такие понятия, как аскетизм, гедонизм и все такое вот, не являются «природными» — это социальные конструкты и в природе такими категориями никто вообще не мыслит, хотя в целом живущие в дикой природе животные предпочли бы, скорее всего, не быть аскетами, чем быть ими, – другое дело, что выбора у них нет обычно.
Что касается общества, человеческой цивилизации, то аскетизм там также общепринятой нормой не был (исключениями являлись, как правило, или люди, которые аскетами были быть вынуждены – «инаскеты», в общем, либо люди, которые хотели показным аскетизмом получить популярность у «простого народа» – так, например, один из т.н. «пяти хороших императоров» Римской Империи Марк Аврелий благодаря своему аскетизму, по крайней мере, на публике, был очень популярен у легионеров и у ветеранов, при этом помимо Марка Аврелий в те самые «пять хороших императоров» входит и вполне себе гедонист Траян, или различные юродивые – от Диогена по всяких святых-пустынников, но при этом это все были исключения: нормой это не было).
Гедонизм как учение
Гедонизм же, как учение о том, что смыслом жизни и мерилом ее качества является получение удовольствий, которые и являются высшей ценностью, был у мужчин, как минимум, не менее, а то и более популярен, чем аскетизм. Основоположником данного учения является древнегреческий философ Аристипп, основатель киренаической философской школы и советник сиракузского правителя Дионисия (причем, по ряду источников, был советником как самого Дионисия, так и его сына), – помимо острого ума и любви к чтению и философствованию (а собраться с кувшином амброзии и философствовать было в те времена любимым развлечением среди мужчин), был также знаменит любовью к различным предметам роскоши и к гетерам (так тогда называли куртизанок). Святой человек, короче.
При этом Аристипп обращал внимание и на чувство меры, без которого быть гедонистом, сюрприз, не получится – по крайней мере, долго. Так, он любил говорить, что подчиняет вещи себе, а не подчиняется им.
Развил идею гедонизма другой греческий философ – Эпикур, основатель одноименной философской школы, которого, правда, иногда записывают в аскеты, поскольку он также говорил про чувство меры, а также его образ жизни, по сравнению с римской элитой или аристократами XIX века, можно назвать аскетичным, впрочем, по такой логике и при таких сравнениях можно назвать так можно практически любой образ жизни, да и родился Эпикур в Греции после смерти Александра Македонского – далеко не в самую благоприятную эпоху, ну и учил «жить неприметно», хотя, опять же, Эпикур был афинянином, а их в те времена в Колофоне (это территория современной Турции), где он жил, не сильно жаловали.
Развив идеи Аристиппа, Эпикур превозносил не только получения удовольствия, но и отсутствие физической и душевной боли, а также страха перед смертью.
Помимо прочего, Эпикур выделял три типа удовольствий:
- Естественные и необходимые: это еда и сон, например.
- Естественные, но не необходимые: это, например, секс. Инцелы Эпикура бы не полюбили.
- Неестественные и не необходимые: это и наслаждение произведениями искусства, и чтение интересных книг, и даже стремление и получение власти.
То есть, как мы видим, в рамках гедонизма рассматриваются все варианты получения удовольствия: и всякие плотские утехи, и различные высокие материи.
Эпикурейство пользовалось большой популярностью в Римской Республике, а затем и в Империи. Христиане считали эпикурейство ересью и всячески его клеймили и стигматизировали, но в эпоху Ренессанса эпикурейство получило второе дыхание.
Это если мы говорим об античной цивилизации, но другим европейским цивилизациям гедонизм также не был чужд – так, если верить Тациту, германцы тоже аскетизмом не страдали и весьма ценили удовольствия как «низшие» (вкусная еда, секс, алкоголь), так и «высшие» (это и поэзия, и красивые вещи, и все такое вот).
Христиане, конечно, пытались навязать людям аскетизм (не даром даже Ницше называл христиан «предателями земного»), но получалось это у них не очень – рано или поздно, люди задумывались, помимо жизни загробной, о качестве жизни земной.
Другие цивилизации
А как насчет других цивилизаций, помимо европейской? Может быть, там аскетизм был какой-то нормой или традицией? Я думаю, историю Сиддхартхи Гаутамы, он же Будда Шакьямуни, знают все мои читатели: принц, которому никогда никто ни в чем не отказывал, который всю жизнь жил в роскоши и не знал проблем, не знал о существовании болезней и прочих несчастий, но однажды он все-таки покинул дворец, и увидел сначала нищего, потом человека, умирающего от болезни, потом похоронную процессию и, наконец, отреченного от мирских проблем аскета. Гаутама понял, что материальными благами не решить проблемы голода, болезни и прочей несправедливости, потому он оставил родной дом, отпустил слуг, поменялся одеждами с ближайшим нищим и пустился в странствия.
Занимаясь аскезами и претерпевая различные лишения, Будда понял, что к просветлению это не ведет: наоборот, отказывая себе в различных страстях, человек только больше их разжигает в себе, что и на его физическом и душевном состоянии отображается не самым лучшим образом. Вопреки стереотипам, аскетизм не является какой-то неотъемлемой частью буддизма – буддизм, по сути, больше похож на эпикурейство.
Если мы берем Ближний Восток, то и там, несмотря на ислам, тоже гедонизма не гнушались – взять хотя бы Омара Хайяма, этого старого персидского гедониста, математика, астронома, поэта и просто мудрого человека.
Хайям считал что людям нужно жить в свое удовольствие, ведь жизнь конечна и второго шанса не будет.
Мы больше в этот мир вовек не попадем,
вовек не встретимся с друзьями за столом.
Лови же каждое летящее мгновенье, –
его не подстеречь уж до конца потом.
То есть в течение всей истории человечества, во всех культурах, помимо убежденных аскетов, были и люди, стремящиеся к гедонизму, к удовольствиям, к счастью. Аскетизм никогда не являлся каким-то традиционным поведением для мужчины – напротив, многие мужчины стремились к счастливой и качественной жизни в свое удовольствие.
Но это так, краткий исторический ликбез. Перейдем к сути – откуда вообще берется этот миф о «природном мужском аскетизме» и почему гедонизм, особенно мужской, как правило стигматизируется, причем нередко и в маносфере тоже.
Ответ прост, как и все гениальное: гедонистом, вопреки стереотипам (зачастую ложным и внушаемым целенаправленно), управлять сложнее, – он хочет получать от жизни как можно больше удовольствия и быстро поймет, если пытаться им манипулировать, тем самым отсекая его от удовольствий и вешая перед ним морковку, как перед осликом. Именно поэтому вреди мужчин так или иначе пропагандируется аскетизм – под совершенно разными ипостасями, но суть примерно одна: мужчинам не следует стремиться к удовольствиям и комфорту – не для них это, а необходимо класть свою жизнь ради различных Высоких Идей (тм), при необходимости, жертвуя собой.
При этом путь гедонизма является наиболее выгодным путем для мужчины: во-первых, это элементарно приятно, а приятных вещей у нас в жизни не так уж и много и просто так на головы они нам, как правило, не падают (по крайней мере, мужчине), а значит следует постараться себя ими обеспечить или, по крайней мере, облегчить к ним доступ.
Во-вторых, живем мы при капитализме – в России (да и не только в России – в наши дни это мейнстрим практически любой западной страны) его в наши дни модно ругать, но лучше ничего пока еще люди не придумали, а значит что чьи деньги, тот и заказывает музыку.
Потому, если мужчины будут вместо того, чтобы оплачивать потребление женщин, будут тратить те самые деньги на потребление для себя, на приобретение каких-то вещей для себя, на какие-то свои увлечения, то и бизнес, и корпорации обратят на них внимание и будут работать уже на удовлетворение мужских потребностей. Или, по крайней мере, будут выступать против того, чтобы мужчин кошмарили.
Причем речь идет не о т.н. «статусном потреблении», когда потреблением пытаются подчеркнуть свой статус, а когда потребляют то, чего на самом деле хочется и то, что на самом деле нужно.
В конце концов, в мире много всего интересного, приятного, чем можно заняться – каждый найдет себе что-то по душе для получения эндорфинов. И для вложения в это своих ресурсов, поскольку без этого с эндорфинами обычно не получается.
Ну и еще, все мы регулярно жалуемся, что в наших любимых франшизах все меньше персонажей – белых гетеросексуальных мужчин, а все больше всяких небинарных цветных бодипозитивных лесбиянок, ну и сами персонажи становятся все более картонными и менее проработанными, сюжеты все более примитивными. Вот, недавно у Гунера слушал подкаст про Dungeons and Dragons, где тот возмущался, что один из новых креативных директоров компании Wizards of the Coast заявил, что не хочет видеть ни среди игроков, ни среди персонажей белых гетеросексуальных мужчин.
То, что происходит – не происходит по какой-то одной причине: оно происходит по всем причинам. Но, помимо прочего, согласно последним исследованиям, количество белых гетеросексуальных мужчин (в абсолютных цифрах, а не в относительных) снизилось и среди геймеров, и среди игроков в настольные игры, и вообще среди хоббиистов. То есть, покупать они стали меньше, и это при том, что основной целевой аудиторией, на которую был направлен маркетинг, связанный с сеттингами типа Dungeons and Dragons, Warhammer и т.д. всегда являлись именно они.
Проблему в этом я вижу в гиноцентричной парадигме в обществе: мужчинам долго внушали, навязывали что главная цель в жизни – это иметь женщину. Мол, заслужи. А заслужить становилось с каждым годом все сложнее и сложнее: и фактор гипергамии никто не отменял, вкупе с тем, что женщинам все время, напротив, внушалось что они достойны большего, чем имеют или будут иметь в перспективе, да и законы все ужесточались и ужесточались, и скоро в сторону женщины уже посмотреть опасно будет.
В результате, с одной стороны, мужчина считает, что главная цель в жизни – женщину получить, с другой – от этих самых женщин он отрезан. В результате впадает в апатию и не понимает, зачем живет, и, соответственно, ничего себе не покупает.
Плюс прибавим еще пропаганду что «настоящий мужик должен быть без придури» (кстати, на Западе она тоже есть, хотя и уступает место другой – «настоящий белый мужик должен освободить место для других – пример я привел выше», и в Азии тоже есть, причем похожая на российскую), когда мужчины, имеющие какие-либо увлечения, выходящие за рамки мейнстрима (ну, там футбол посмотреть по пятницам за пивком) – стигматизируются, что тоже вносит свою лепту. Ну и, конечно, эта мантра про «аскетичных мужчин», которую в том или ином виде нам втирают еще с начала XX века, со времен Первой Мировой войны (причины, думаю, понятны).
В результате мужчины покупают меньше, а рынок ищет новых покупателей и ориентируется на них. Таким образом, то, что любимые сеттинги и франшизы деградируют – это, в том числе, вина и тех самых аскетов (для тех, кто в домике, не только их, конечно, но они свою лепту вносят).
И примерно то же самое можно сказать не только о фантастических и фентезийных сеттингах, но вообще практически о любой продукции или явлении.
И гедонизм может помочь мужчинам разорвать этот порочный круг.
Иными словами, резюмируя, никто не полюбит мужчину, если тот не полюбит себя и не начнет обеспечивать себя, покупать что-то для себя, потреблять для себя. В конце концов, почему общество должно уважать людей, которые не уважают себя сами.
В идеале, мужчине следует стремиться к чему-нибудь вот такому:
Ну, для тех, кто в домике, вместо винтовок и миниатюрок можно поставить что угодно: удочки и модельки корабликов, например, – суть не поменяется.